Как научиться создавать литературно-публицистические произведения. Страница постоянно пополняется! Читайте  до конца!

Учимся писать

Живая или мертвая?

анализ работы за первые недели жизни проекта
от редактора раздела "Живая книга"

Дорогие друзья!
Прошел месяц нашей работы, а очевидные ошибки в подходе к Живой книге по-прежнему те же, что и в начале.

Обо всем по порядку. В восьми случаях из десяти мы получаем исторические данные:
«Мой дедушка Иван Иванович родился в 19 году… В начале войны ему было 15 лет…»
Затем перечисляются подвиги и боевой путь Ивана Ивановича (хотя ему было 19 лет и, скорее всего, звали его тогда Иван или Ваня), с датами и фактами. В ряде случаев к истории прибавляется факты о его послевоенной, мирной жизни, о героическом трудовом пути, о детях и внуках. Нам действительно очень интересно узнать о замечательном человеке, но это же не рассказ. Если есть анализ и отношение автора, то это очерк. Исторический, публицистический очерк. Но, чаще всего, это набор цифр дат и событий. 

Ниже подробная справка. У нас на сайте в разделе «помощь – учимся писать» все это описано. Обратите, пожалуйста, внимание. Прежде чем потратить часы своего драгоценного времени на работу, которая будет сделана неправильно, прочтите внимательно наши рекомендации:
«…И рассказ по своей сути- художественное произведение. То есть… это не хроника, не пересказ реальных фактов, это взгляд автора на событие. А было оно или не было — не столь важно.

Мы же зачастую получаем от вас публицистические мемуарные очерки. А это не совсем то. Вернее, совсем не то. Очерк зачастую носит пересказ реальных событий. Его структура в корне отличается от рассказа. Цифры, даты, факты, размышления – это все признаки публицистического очерка.

Пожалуйста, не пересказывайте данные биографии ваших предков. Пишите рассказы, в которых будет война, мужество, героизм. Расскажите о войне такой, какой видите ее ВЫ. Лично ВЫ. Что такое война? Но расскажите не через размышления, а через конкретный короткий эпизод. Рассказ.

Постройте мир вокруг известного вам события, рассказанного, услышанного, выдуманного вами. Но стоит помнить, что наиболее достоверно мы можем описать именно то, в чем разбираемся. А посему, опирайтесь на факты. Если читатель заподозрит вас в незнании материала – не поверит всей истории…»

Еще раз. Эта информация размещена на сайте в разделе «помощь – учимся писать» .
Все довольно прозрачно. Если у вас есть набор фактов и дат, сделайте из этого рассказ. Можете от первого лица – сам фронтовик расскажет:
«Тревожно начался тот апрель. Мы долго шли на запад по уже тронутому весенней оттепелью большаку. Сапоги увязали, идти было трудно…»
Можете от лица рассказчика:
«Иногда он просыпался от взрыва, открывал глаза. Поежившись покрепче заворачивался в шинель…»

И не забудьте! СОБЫТИЕ. В рассказе должно произойти событие. То, для чего рассказ написан. То, после чего мальчишка стал Мужчиной. То, что заставило нас, читателей, по-новому увидеть героя.
«Лишь одно мгновение на принятие решения. А затем он выскочил из окопа и побежал вперед. Туда, где чернели дула вражеских автоматов. Страха уже не было. «За Родину»! Он кричал, но не слышал себя. Голос утопал в нарастающем гуле. Рота встала из траншеи. Они бежали на врага».

Пару слов о стихах. Каждое десятая работа – стихотворение. Как бы ни были хороши полученные нами стихи, мы не можем их разместить! В конкурсе не предусмотрено такой номинации. В раздел «Живая книга» принимаются только рассказы. Не очерки, не размышления, не стихи. Рассказы! 

И еще раз о наболевшем. Не заимствуйте чужие тексты, фрагменты текстов. Все ваши работы мы проверяем на уникальность. Присутствие даже части неоригинального текста может стать причиной отказа в публикации и штрафа в 100 баллов.

Проявите свои таланты! Блесните литературным даром! Удивите своего читателя!

О рассказе

несколько мыслей вслух от редактора раздела "Живая книга"

«Весь наш мир состоит из людей, рассказывающих свои истории».
Чак Паланик.

Начнем с определения. Рассказ — это повествовательное произведение небольшое по объему с одной сюжетной линией, малым количеством персонажей и кратковременностью описываемых событий. В центре повествования, как правило, одно, но важное для героя событие. И очень важна понятная, значимая концовка.

Теперь по сути. Объем рассказа может быть любой. Если сумеете рассказать историю в трех недлинных предложениях – честь и хвала! Но к этому приходят зрелые авторы с огромным опытом. Хотя далеко не каждый. В рассказе не должно быть ничего лишнего. Завязка (экспозиция), объясняющая читателю обстоятельства дела и условия. Кульминация- некое важнейшее событие. Развязка – переворот в судьбе героя.

Помните: читателя надо удивить. По- хорошему. Со знаком+.

Конфликт в рассказе всегда понятен, ход повествования довольно быстр. И рассказ по своей сути – художественное произведение. То есть… это не хроника, не пересказ реальных фактов, это взгляд автора на событие. А было оно или не было — не столь важно. Мы же зачастую получаем от вас публицистические мемуарные очерки. А это не совсем то. Вернее, совсем не то!

Основа очерка — пересказ реальных событий. Его структура в корне отличается от рассказа. Цифры, даты, факты, размышления – это все признаки публицистического очерка.
Пожалуйста, не пересказывайте данные биографии ваших предков! Напишите об этом рассказ, в котором будет война, мужество, героизм. Расскажите о войне такой, какой видите ее ВЫ. Лично ВЫ. Что такое война? Но
расскажите не через размышления (это территория раздела «Тема для размышления»), а через конкретный короткий эпизод.


Рассказ. Постройте мир вокруг известного вам события, рассказанного, услышанного, выдуманного вами. Но стоит помнить, что наиболее достоверно мы можем описать именно то, в чем разбираемся. А посему –  опирайтесь на факты. Если читатель заподозрит вас в незнании материала в какой-то одной детали, он не поверит всей истории.

Если автор не уважает свое произведение, то почему это должен делать читатель?

Особенная просьба. Берегите личное время вашего читателя. Не злоупотребляйте его терпением и тактом. Не каждый читатель захочет дойти до конца истории если поймет, что вы небрежно отнеслись к своему тексту.
Если автор не уважает свое произведение, то почему это должен делать читатель?

Редактируйте, сокращайте все лишнее, неважные детали и факты вычеркивайте. Правьте знаки и орфографию. Оставляйте только то, что действительно толкает вперед сюжет. Особенно это касается диалогов. Ими можно очень многое объяснить читателю. Вроде, это герой что-то рассказывает собеседнику, а по сути вы – читателю. Но не переусердствуйте с прямой речью, рассказ у нас короткий, пусть и диалоги соответствует размеру.

В тексте должны быть образы, цвета, запахи. Для картинки неплохо понимать время года, погоду, время суток. Это очень насыщает повествование, визуализирует его.

«Лучшая часть праздника — рассказ о том, как прошел праздник».
Чарльз Диккенс.

Сейчас мы получаем много работ. Среди них есть очень хорошие и талантливые. Видна работа, старание автора. Огорчает большое количество заимствований. Пожалуйста, не выдавайте чужие работы за свои, не
присылайте ранее опубликованные рассказы,  а а тем более тексты из сборников или энциклопедий.

Пробуйте, пишите и у вас получится. Вместе мы достигнем результата. Сможем составить свой литературный взгляд на войну через призму лет. И авторами этого эпического полотна будете все вы. Каждый из вас.

Как написать статью

правильное участие в разделе "Тема для размышления"

Каждый из участников нашего творческого  конкурса наверняка задавался вопросом: как написать свой текст так, чтобы он привлек внимание всех читателей и вызывал обсуждение и дискуссию в комментариях. Для этого мы решили рассказать о простых шагах, которые вам помогут при написании статей.

При написании текста статьи нужно помнить, что любая статья похожа на дом. У него есть фундамент, на котором вы строите все здание своего текста, есть основное помещение, в которое вы приглашаете читателя, и есть крыша, которая бережет здание статьи от нежелательных последствий в виде негативной реакции читателей. Фундаментом любой статьи является ее композиция, то есть из чего будет состоять ваш текст, где вступление не должно быть больше самого рассказа, а концовка бы приглашала читателей поговорить с автором.

В написании статьи вам поможет первый инструмент – это логика повествования. То есть каждый последующий абзац должен логически вытекать из предыдущего, и за этим нужно специально следить. Конечно, в процессе письма всегда вспоминаются детали, косвенно связанные с основной идеей статьи, и иногда трудно противостоять искушению вставить их в текст. Но несколько раз подумайте стоит ли это вставлять в ваш текст.

Второй инструмент – это простота. Вы не сможете писать хорошо, если не будете думать над каждым предложением, оставляя в нем только самое необходимое. Каждое слово, которое не несет смысловой нагрузки посылайте в корзину, туда отправляете каждое длинное слово, которое можно заменить на короткое, каждое наречие, которое дублирует по своему значению стоящий рядом глагол — это те самые специи, которые ослабляют силу предложения и делают его несъедобным.

Третий инструмент – это четкая позиция. Пишите так, чтобы ваша позиция была четкой. Будьте либо объективными и непредвзятыми, либо пишите с четко выраженным мнением. Наш раздел подразумевает дискуссию и полемику, поэтому не бойтесь быть конкретными.

Четвертый ваш помощник — это ясность мысли. Сегодня все привыкли к быстрому чтению, поэтому если они не понимают что-то с первого раза, они, возможно, не поймут этого никогда и могут перестать читать вашу статью. Читатели не собираются перечитывать статьи по несколько раз, чтобы лучше понять написанное. Старайтесь, чтобы ваш материал не отталкивал читателя.

Пятый инструмент – это точность. Не пишите «несколько», когда вы знаете точное количество, например три. Когда у вас есть информация, используйте ее. Приводите проверенные факты, даты, цифры. 

Ваш шестой помощник – это словарь. Вы должны знать точное значение употребляемых вами слов. В устной речи многие из них часто используются небрежно. Не пользуйтесь длинными модными словами только для того, чтобы показать владение языком, если более простые и короткие лучше передадут вашу мысль. С другой стороны, не робейте и используйте слова малоупотребительные в повседневной речи, если они точнее всего рисуют картину, необходимую для вашей статьи.

Написав статью, просто спросите себя: если бы не я должен был писать эту статью, захотел бы я ее читать? Заинтересовала бы она меня? Подумал бы я, что на ее чтение стоит тратить время? Если вы отвечаете «нет», тогда вам, может быть, еще захочется поработать над ней — написать чуть-чуть больше, прибавить событий и описаний, оживить словарь, сделать все возможное, чтобы привлечь читателя.

Пользуясь этими простыми инструментами, вы можете превратить свой текст в увлекательное путешествие, в которой с вами с удовольствием отправиться любой читатель, и ему захочется тут же оценить ваш текст по достоинству.