Подарки сорок второго

Утром на линейке пионервожатая Алла Сергеевна объявила, что школа включилась в сбор новогодних подарков для отправки на фронт. Коротко и доходчиво объяснила, где будут принимать подарки и на какое число назначена отправка. После линейки все разошлись по классам. Начались уроки. На переменах ребята собирались группами и бурно обсуждали полученную информацию. Пятиклассник Коля Алексеев решил подарить свою лучшую модель самолета. Он хотел, чтобы ее вручили летчику-истребителю. В разговор вмешалась Анна Ивановна, учитель математики, и объяснила всем, что подарок у Коли, конечно, замечательный. Но модель – вещь хрупкая и громоздкая. Как ее доставить на фронт? А потом где ее хранить? В тесной кабине самолета? Будет мешать! Вот и получается, что нужно хорошо подумать, прежде чем принести подарок. Она предложила лучше нарисовать модель. Несколько дней ребята обсуждали между собой в школе и, возвращаясь домой, тоже советовались, что же можно отправить на фронт бойцам Красной Армии. Вот и Нина решила сделать подарок. Она уже твердо решила, что вкусные пряники –это приятный подарок. Тем более, что мама только вчера их принесла. На железной дороге выдают дополнительный паек. Мама принесла шесть мятных пряников и четыре настоящих конфеты в яркой обертке. Один пряник они разделили на троих: маме, сестренке Нюсе и ей – всем поровну. Но мама сказала, что у нее от сладкого зуб опять заболит, и разделила свою часть им на двоих с сестрой. Пряник пах очень вкусно. Нина сначала несколько раз вдыхала его аромат, а потом откусывала маленький кусочек. Держала во рту, пока он совсем не размокал. Только потом проглатывала и еще долго чувствовала сладкий вкус. Так что она наелась пряников вчера. Ну а Нюсе оставят один, так они с мамой решили. Следующий паек тоже полностью сложат в подарок. Нина хотела нарисовать красивый рисунок с домом, с садом и собакой в конуре и сделать из него кулек. Мама ей посоветовала лучше сшить кисет. Кисет? Что за диковина такая? Оказалось — простая вещь. Нужно сшить мешочек из красивой ткани и сделать кулиску для завязки. В такой мешочек можно сложить махорку и бумагу, чтобы делать папиросы или, точнее, самокрутки. Мама объяснила, что на фронте очень многие солдаты курят. Поэтому подарок пригодится. Потом они вместе перебрали старые вещи и нашли юбку из бархата. Ткань местами вытерлась, но из целых мест удалось выкроить два мешочка. Нина обрадовалась, что ее подружка Сима тоже сможет сшить кисет в подарок. На следующий день девочки дружно взялись за работу. Раньше они могли только пришить пуговицу, а тут – целый мешочек сшить. Нитка постоянно путалась, а иголка норовила проткнуть палец. Сима даже всплакнула пару раз. Иголка больно уколола ее. Но через несколько дней работа у них заспорилась. Девочки поняли, что совсем не нужно вдевать длинную нитку. Длинная точно запутается. Лучше шить ниткой покороче. Вот и готовы мешочки. Нинина мама помогла их подшить и вставить кусочек тонкой веревочки, чтобы можно было затянуть кисет. Девочки полюбовались своей работой. Хотелось, как-то украсить. И тогда они решили вышить красными нитками слово: «ПОБЕДА!» Мама нашла им лоскуток красного ситца и показала, как можно распускать на нитки. Через неделю кисеты были готовы. Нина сложила свои пряники и конфеты. Симе бабушка испекла калачиков. Девочки тоже их попробовали и Нюсе с мамой принесли по калачу. Бабушка в них мак добавила, вспомнила про семена для цветов. Хорошие подарки получились. Маленькая Нюся отдала свой рисунок: солнышко и трава с цветочками. Нина и Сима написали письма и вложили в кисеты. В письме написали свой адрес и попросили ответить, понравились ли подарки. Довольные девочки радовались, что успели в срок. Оказывается, не одни они придумали сшить кисеты. Мешочки разного цвета и размера лежали в ящиках. И почти на каждом была надпись: «Ждем с Победой», «Мы победим», «Бейте врага». А Коля Алексеев сделал деревянный ящик и сказал, что в нем будет удобно хранить ключи для ремонта самолетов. Он на нем нарисовал красную звезду. Вот в этот ящик и сложили кисеты со сладостями, которые приготовили Нина и Сима. После уроков школьники не расходились по домам. Все ждали, когда прибудет грузовик, который объезжал все школы и собирал ценный груз. Наконец, дошла очередь до них. Водитель и школьный сторож загрузили ящики, мальчишки помогали им. Машина поспешила на железнодорожную станцию, там подарки перегрузили в крытый вагон. Бойцы Красной Армии получили вовремя подарки, собранные детьми. А весной Симе пришел фронтовой треугольник – письмо. Из него она узнала, что ее подарок получил танкист. И, конечно, кисет очень понравился. Он написал, что у него есть сын Вовка, по которому он скучает. Очень хочет скорей вернуться домой, и врага будет бить нещадно. А самое главное, он ждет от нее еще писем. Сима письмо взяла в школу, и на линейке пионервожатая Алла Сергеевна прочитала его ребятам.

Похожие материалы

Легенда о чудовищах Ленинграда

Произведение написано в интересной форме легенды. Война и все её беды представлены в необычных одушевлённых образах. От подобного повествования становится жутко, и создаётся реальное ощущение человеческой трагедии.

Комментарии

  1. Хочу «в тему» привести некоторые фактические данные из отчета Юго-Восточной железной дороги.
    Школами дороги в 1942-43 годах проведена следующая «общественно-полезная работа» (такой термин в отчете):
    — Школьники выработали в колхозах 30 тыс. трудодней и заработали в совхозах 12 тыс. руб.
    — Собрано «на самолеты и танки» 250 тыс. рублей.
    — Отправлено на фронт посылок 500 штук весом 15 центнеров.
    — Помощь больным и раненым воинам: сандружинниц — 90, доноров — 70, починено белья — 1500, выступления художественной самодеятельности в госпиталях — 400 посещений. Систематические дежурства — 15 школ /400 учащихся/.

    Чтобы была понятен размер денежных средств, собранных детьми в школах, скажу, что ставки заработной платы их родителей составляли: дежурного по станции 400-750 руб., бригадира по ремонту пути 450 руб., электромонтера 400 руб., стрелочника 225-300 руб., инженера в управлении дороги 700-800 руб.

    1. Не зависимо от места проживания на детские плечи мальчишек и девчонок легли тяжелейшие задачи. Они понимали, что без их помощи не обойтись. В 1942г. в Приангарье на с/х работах было занято 193 тыс. учащихся. Они выработали около 2 млн. трудодней, заработали 800 тыс. руб.
      Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.
      В первые месяцы войны проводился сбор теплых вещей для эвакуированных и денежно-вещевая лотерея. В декабре 1941 г. облигаций на 50 тыс. руб. передали в фонд обороны ученики и преподаватели Иркутских школ. Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в «фонд раненому воину».
      Школьники вырабатывали по две-три смены в день и заработали в сентябре 1941г. 3,5 тыс. руб., из них 2 404 руб. передали в фонд обороны страны. Пионеры провели немалую работу по сбору металлолома. Только по 10 районам области в августе-сентябре 1941 г. было собрано 289 тонн 927 кг лома. Работали и мечтали, только бы победили.

      1. Я хочу пояснить тем, кто нас читает. Насколько я понимаю, 2 млн. трудодней не одно и то же, что заработанные 800 тысяч рублей. В колхозах тогда деньги за работу не платили. Начисляли «трудодни» и по результатам сельскохозяйственного года пропорционально им колхоз производил натуральную оплату (зерно, картофель и т.д.). Деньги же платили в совхозах. «Трудодень» — это не просто отработать один день. Это выполнение дневной нормы, которая была единой для взрослого и ребенка. Поэтому те цифры, которые привела Марина нужно условно «суммировать».
        Разница между моими данными и Мариниными в том, что она привела статистику по всему региону, а я же только по железнодорожным школам. Плюс большая часть Юго-Восточной дороги была в оккупации.
        Вообще, я как-то не встречал большого исследования или обобщенного материала о труде детей в годы Великой Отечественной войны. Думаю, что это — отдельная тема, которая заслуживает своего изучения.

        1. Я абсолютно согласна с тем, что сухие цифры не передадут непосильной нагрузки которую дети добровольно брали на себя в годы войны.

  2. Да, в те страшные годы все чем то жертвововали и стар и млад…

  3. Спасибо за память, пока помним мы, помнят наши дети и внуки…. Мы непоколебимы!!!! История должна быть живой. С праздником великой Победы!

  4. Марина, люблю Ваши рассказы. Таким лёгким и доступным языком написано. Этот рассказ и для взрослых, и для детей.

  5. Рассказ понравился, читается легко. Подробно и кропотливо описан процесс «рождения» подарков для отправки на фронт.

Комментарии закрыты.