Как сделать хороший репортаж или взять интервью?

Репортаж

Что такое репортаж?

Репортаж это информационный жанр журналистики. Все вы много раз читали репортажи в газетах и на интернет-порталах. Концерты, чрезвычайные происшествия и даже обычные трудовые будни людей интересных профессий — все это может стать сюжетом такого материала. Словом, главная характеристика этого материала — информационный повод. Материал о каком-то событии должен быть изложен оперативно, то есть не спустя годы после, а в максимально сжатые сроки. Опытные журналисты говорят, что главный критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Обычно это довольно объемный материал, от 6 до 8 тыс знаков. В нем должно быть описание событий с точки зрения автора, цитаты участников или экспертов, краткий вывод. В наш век изображений практически невозможно представить репортаж без качественных фотографий и даже видеофрагментов. Конечно, если речь идет о профессиональном материале, то без специальной аппаратуры не обойтись, но для разведки боем вполне подойдет любой смартфон с диктофоном и камерой.

Какие виды репортажей бывают?

Первый — самый простой, о котором мы уже говорили, называется событийным, когда автор приходит на мероприятие, описывает его, берет краткие комментарии у участников и организаторов и подводит итог.
Второй — посложнее, называется он постановочным. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Элементы таких репортажей встречались в популярном телепроекте «Орел и решка», когда ведущие брали подработку или становились клиентом экзотических услуг. Тот, кто постарше, может помнить передачу Михаила Кожухова о путешествиях, где он пробовал себя поваром в египетском ресторане или работником прачечной в Индии.
Третий — исследовательский, совсем серьезная работа. Такой репортаж, порой, создают в течение месяцев. В таком репортаже автор исследует какое-то явление и показывает читателю целый новый мир. К примеру, автор окунается в субкультуру нелегальных граффити-мастеров. Или пробует понять, каково это быть профессиональным спортсменом. Для этого журналист общается с героями своей истории, посещает их мероприятия, расспрашивает их знакомых.

Из чего состоит репортаж?

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики.

  1. Заголовок. Он должен быть ярким, привлекающим внимание. Человек должен захотеть перейти по ссылке и прочитать эту статью. Подробнее о заголовках мы поговорим в другой раз.
  2. Введение. Тут нужно описать, почему вы решили написать репортаж именно об этом событии, почему оно особенно важно и интересно. Можно поставить какой-то афоризм или яркую цитату.
  3. Основная часть. Здесь описываем детали, диалоги, действия, главных героев. Лучше, если эти части будут чередоваться между собой.
  4. Вывод. Тут должен быть авторский взгляд на событие, критика или замечания организаторам, пожелания.
  5. Фотогалерея, если таковая имеется. Это не значит, что весь остальной материал нужно оставить без фотографий. Сюда помещаются те фотографии, которые не вошли в текст.

Особенности репортажа как вида журналистской работы

  1. Повествование идет от лица очевидца. То есть автор является участником событий. Он находится внутри происходящего.
  2. Время течет от начала к концу события. Не нужно скакать от конца к началу и обратно. Помните, что у читателя должно создаваться впечатления реального присутствия.
  3. Обязательно наличие описания действий. Иначе это будет не репортаж, а авторская колонка. Читатель должен видеть вашими глазами то, что происходит. Совсем не обязательно все подряд, но самое интересное — точно.
  4. Подмечайте яркие детали, чтобы передать атмосферу и настроение. Это могут быть запахи, разговоры участников, погода или что-то другое.
  5. Используйте принцип «зигзагообразности», он помогает читателю не заскучать. Сделайте своеобразный слоеный пирог. Сначала действие, потом яркая деталь, потом мнение участника, потом снова действие, потом мнение организатора. То есть регулярно менять точку освещения события, это придает тексту динамичность и разнообразие.

И еще несколько советов

Любой журналистский текст должен дышать, быть живым. Чтобы добиться этого, необходимо стараться придерживаться нескольких принципов.
Во-первых, в тексте должны быть люди и их голоса. Для этого нужно постоянно включать в текст цитаты или диалоги.
Во-вторых, используйте принцип «зигзагообразности», о котором мы писали раньше. С его помощью автор сначала рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.
В-третьих, не бойтесь чувства юмора и авторской позиции. Помните, что вы не видеокамера, которая беспристрастно снимает происходящее. Репортаж это мнение журналиста. Что показалось вам смешным? А что возмутило? Будьте с читателем искренним, и он это оценит.

Интервью

Почему интервью — это очень интересно и полезно?

Интервью – один из самых интересных и полезных жанров журналистики. Почему?
Во-первых, потому знакомство с новыми людьми это всегда интересно. Обычно мы варимся в своей рутине, своих представлениях о мире, своих взглядах. А тематическое общение с разными людьми из разных сфер обогащает нас.
Во-вторых, это возможность поделиться с миром вашим открытием. Представьте, что вы нашли новый химический элемент, вы же захотите рассказать об этом всем вокруг? Так вот, каждый человек с его характером, опытом и взглядами уникален, как новый химический элемент. Разве не прекрасно поделиться таким открытием с окружающими?
В-третьих, умение общаться не дается нам с рождением или даже с образованием. Это навык, который мы постоянно развиваем. Интервью — это очень полезная тренировка построения диалога. Хороший интервьюер с легкостью может сделать вечер в любой компании гораздо интереснее, предложив тему и направляя беседу.

Особенности интервью как жанра

Интервью это вид журналистской работы, представляющий из себя диалог между интервьюером, который задает вопросы, и респондентом, который на них отвечает. Но далеко не каждую беседу можно назвать интервью. Даже если вы очень интересно поговорили, это не всегда годится для публикации.

  1. Когда вы ведете интервью, ваша главная задача — продемонстрировать партнера. Другими словами, помочь ему раскрыться, показать миру свою позицию по какому-либо вопросу либо поделиться интересным рассказом.
  2. Задача интервьюера — показать не себя, свою эрудицию или остроумие, а подчеркнуть яркие качества собеседника. То есть задающий вопросы всегда остается в тени. Чем короче его вопросы и чем длиннее ответы респондента, тем лучше.
  3. Чаще интервью берут у популярных людей, и это проще, потому что их имя делает текст интересным для читателя заранее. Но особое мастерство журналиста проявляется тогда, когда ему удается сделать интересной беседу с любым человеком. Ведь каждый человек обладает своим уникальным опытом и является представителем поколения или даже уходящей эпохи.
  4. Спрашивайте не только о фактах. Факты, если они не раскрывают каких-то уникальных и всем интересных тайн, можно найти в интернете. Пусть собеседник поделится своими чувствами, мыслями, состоянием. Это поможет читателю перенестись в его мир, почувствовать себя в том времени и месте, о котором идет рассказ.

Зачем и как готовиться к интервью?

Во времена царской России каждый образованный воспитанный человек должен был уметь вести светскую беседу. И это, поверьте, целая наука.
К интервью необходимо готовиться. Недостаточно просто прийти к кому-то и задать ему несколько вопросов, приходящих на ум. Изучить тему, сферу работы, достижения вашего респондента, возможно, предварительно опросить его коллег.
Перед интервью у вас должен быть список вопросов. Бывалые журналисты рекомендуют ориентироваться примерно на десяток. Представьте себе вашего собеседника и попробуйте спрогнозировать разговор. Поверьте, даже Дудь и Познер не работают без плана.
Кстати, не обязательно задавать все записанные вопросы, если времени остается мало или вы чувствуете, что они не пойдут. Вы должны уметь отступать от списка и импровизировать, задавать вопросы, делать уточнения, которые родились по ходу ответа респондента. Но и тут нужно быть осторожным, чтобы не утомить собеседника и не уйти от намеченного плана слишком далеко. Для этого и нужно готовиться заранее, быть осведомленным о теме разговора.

Как правильно задавать вопросы?

Половина успеха интервью заключается в интересном госте, вторая половина – в удачных вопросах журналиста, поэтому к ним нужно подойти с умом.
Старайтесь не задавать вопросов, которые поставят вашего собеседника в тупик. Например, «ну как вам работается спасателем?» Он может ответить что-то вроде «по-разному», и разговор заглохнет. Лучше будет спросить «как выглядит обычный день спасателя?»
Задавайте развернутый вопрос, чтобы не получить односложный ответ «да» или «нет». Не «трудно работать спасателем?», а «с какими трудностями сталкивается спасатель каждый день?».
Задавайте вопросы по принципу пирамиды. Как в кино или книге. Сначала завязка, потом постепенное осложнение, потом кульминация, самый яркий рассказ, потом развязка и финал. Не нужно сразу же вываливать на гостя самые тяжелые провоцирующие вопросы. И оставлять на конец их тоже не стоит.
Ну и помните о корректности. Не хамите, не обижайте, не задавайте слишком личных вопросов. Старайтесь не перебивать спикера. Вы можете аккуратно поправить его, если он ушел от темы, но выберите для этого подходящий момент.

Типы собеседников в интервью

Не все собеседники дадутся вам легко. Есть, конечно, люди, которые могут провести интервью с собой практически без вашего участия. Но таких мало. О трудных респондентах пойдет речь далее.

  1. Беглецы. Постоянно пытаются уйти от темы. Увлекаются одним вопросом и начинают развивать его, уходя все дальше от основной идеи. Если это не остановить, то интервью не состоится. Дождитесь логической паузы и вежливо предложите вернуться к теме.
  2. Молчуны. Односложно отвечают на ваши вопросы. Тут может быть две причины. Либо вы задаете вопросы, на которые ему не интересно отвечать, либо он малоразговорчив от природы. В первом случае скорректируйте вопросы и попробуйте его заинтересовать. Во втором — задавайте уточняющие вопросы.
  3. Скрытные. Он умеет говорить и знает ответ, но увиливает и лукавит. Нужно быть вежливым и не переходить границы, но вместе с тем и настойчивым, чтобы показать читателю, что гость явно что-то скрывает.

Проверка интервью перед публикацией

Обязательно утверждайте готовое интервью у респондента. Во-первых, вы могли не так интерпретировать или расшифровать его мысль при редакции. Во-вторых, он мог ошибиться в фактических данных. В-третьих, он мог передумать и попросит внести изменение.
При редактировании не бойтесь вырезать лишнее. Вода в тексте никому не нужна, ведь вам не платят за знаки. Материал должен получиться насыщенным и динамичным.
Внимательно подумайте над заголовком и тщательно отберите и отредактируйте фотографии.

Секреты хорошего заголовка

Как корабль назовешь, так он и поплывет. То же самое относится к любому публикуемому материалу. Будь у вас самый лучший репортаж или интервью, но если его никто не прочитает, то зачем нужно было вкладывать столько сил?
Поэтому сегодня мы рассмотрим несколько приемов для цепляющих и ярких заголовков.

  1. Вопрос. Вопрос в заголовке заставляет человека на него отвечать, а для этого его нужно осмыслить, пропустить через себя. Получается, что вне зависимости от того, хочет он того или нет, но читатель обращает внимание на ваш текст.
  2. Личный опыт. У людей всегда возникает больше доверия к тем, кто уже что-то сделал, а не к тем, кто просто рассуждает о том, как что-то делать.
  3. Тайна, интрига. Люди просто обожают секреты и тайны. Играя на человеческом любопытстве, вы имеете очень высокие шансы привлечь внимание читателей к вашему тексту.

Обратите внимание, что в случае с интервью, заголовок необходимо согласовать с собеседником, это будет признаком хорошего тона. Кроме того, если вы заявляете о чем-то в заголовке, придется рассказать об этом в материале, чтобы не получилось обмана.

Несколько полезных советов о фотографиях

Сегодня практически невозможно представить текстовый материал без сопутствующих фотографий. Иллюстрации стали обязательной частью любой журналистской работы.
В репортаже используйте общие фото, описывающие происходящее и передающие настроение, а также фото собеседников. В интервью необходимы портреты, подчеркивающие характер собеседника. Можно использовать несколько разных портретов в разных ракурсах и с разными эмоциями. Обратите внимание, что если вы собираетесь опубликовать чей-то узнаваемый портрет, желательно получить на это разрешение.
Общепринято ставить фотографию в самом начале материала и далее минимум через три небольших абзаца, чтобы читатель не успевал устать от чтения текста и постоянно переключался на фото. Если речь идет о репортажной съемке, то фотографии лучше ставить в хронологическом порядке и привязывать их к тексту.

Похожие материалы

Комментарии

  1. Огромное спасибо. Статья шикарная. Давно хотела попробовать себя в журналистике. С Вашей помощью не буду это откладывать.

  2. Спасибо. Очень полезно информация.
    Сообщу своим коллегам.

  3. Полезная статья! Я не журналист, но Ваши советы пригодятся.

  4. Выражаю благодарность за полезную статью!

Комментарии закрыты.